Закаменская Районная Централизованная Информационно- Библиотечная Система
 Главное меню.

 Гостевая

Район. 

 Город Закаменск. Общие сведения.      Фото.

Библиотека.        Общие сведения.

Визитно- информационный центр по культурному туризму.

Целебные источники.

Дацаны.

Священные и культовые места.

Памятники природы.

Памятники истории.

Памятники архитектуры.

Флора.

Культура.

Туристические маршруты.

  назад

Улекчинский буддийский субурган  

Первый Улекчинский субурган был построен где-то в 1850-х годах, т.е. лет через 10-15 после основания Цэжэ-Бургалтайского дацана. Это был маленький каменный памятник на перепутье дорог из Барун-Гол и Зун-Гол. На двух священных горах имелись по одному обоо, которым поклонялись представители разных родов. Сами священные горы своими острыми скалистыми ребрами оказались друг против друга на одной линии. Стараясь взять вверх один над другим, эти два обоо постоянно соперничали. Это плохо отражалось на жизни улекчинцев, оказавшихся в середине этого противостояния. Чтобы помирить хозяев гор, размежевать, построили между ними субурган. Закладку фундамента - бандак начали в год Мыши (1924). Под бандак- фундамент был зарыт Алтан Бумба (священный сосуд), замуровано оружие. Над ним водрузили отёсанный с четырёх сторон кедровый брус высотой 9 метров, весь исписанный специальными молитвенными текстами (сурагшанда бэшэгши тарни). Для рубки и транспортировки из тайги этого кедрового бруса назначались мужчины, родившиеся в наиболее благоприятные годы по восточному календарю и соответствующие по книге астрологов. Выбирал же кедр духовное лицо, и плотники сразу на корню метили все части света - восток, юг, запад, север, чтобы не ошибиться при водружении. Южная сторона всегда должна смотреть прямо на юг. Вокруг этого бруса заливали бандак - фундамент. По поверью, бандак вбирал в себя мощь земли. На бандак - фундаменте располагается хранилище субургана - сэнтээ. Это обложенный кирпичной стеной деревянный ящик, где аккуратно уложены матрасы, одеяла, подушки, сшитые из шёлка и др. дорогих тканей. Шили самые искусные мастерицы улекчинской долины. Шили бесплатно. Само участие в добродетели было почётно. Клали в хранилище предметы, сделанные из девяти драгоценностей, как золото (алтан), серебро (мунгэн), сталь (булад), бронза (хурэл), медь (зэд), перламутр (эржэн), лазурит (номин), латунь (гули), кораллы (шурэ). Все это со всех сторон было тщательно утрамбовано, накрыто сушеными благовонными растениями - санзай. Над хранилищем - сэнтээ возвышался купол - бумба, внутри которого в пяти шелковых мешочках хранились пять видов слегка поджаренных злаковых зерен. Все эти предметы и злаки были вложены неспроста. Согласно преданию, которое бытует среди местных жителей, иногда ночью на субурган слетаются духи гор Закамны, Джиды, Тунки и даже далекой Оки. Они умываются, очищаются из четырех аршанов святых гор Сайхан, Хонгор, Хатан и Ундэр-Баабай. Потом раскуривают благовонный санзай и, удобно расположившись на одеялах, подушках, отведывают поджаренные зерна и ведут неспешный свой разговор. Перед рассветом, пожелав всяческих благ жителям этой долины, расходятся по своим владениям.С южной стороны купола бумба вделана божница-гунгарбаа со стеклянной дверью. Внутри божницы находится укутанная голубым хадаком бронзовая статуэтка Богдо Дзонхавы с двумя ангелами хранителями -сахюусанами. Правда, некоторые утверждают, что рядом сидят два его ученика - шабинар. Как известно, Богдо Дзонхава (Богдо Зонхобо) -тибетский реформатор, основатель секты «Гелукпа» - желтошапочников, последователями которой являются монголы, буряты, калмыки. Над куполом бумба возносится конусообразный шпиль (т.н. Арбан гурбан хурд, что дословно переводится как 13 кругов) с лепными кругами, символизирующие ступени знаний. Чем выше, тем больше знаний, и человек становится все мудрее, просветленнее. Над шпилем, на круглой подвеске, звенели серебряные колокольчики. По левой и правой стороне субургана от круглой подвески были два нисходящих позолоченных крыла - орхимжо. Венчал субурган Алтан Соемба - позолоченный герб (полумесяц, солнце и огонь). Этот символ придумал в XVII веке глава монгольского духовенства Ундэр Гэгээн, в миру более известный под именем Занабазар -великий скульптор Монголии. Строительство субургана было завершено в 1927 году, в год 570-летия со дня рождения основателя секты «желтошапочников» Богдо Дзонхавы. Освящали (арамнай) священнослужители во главе с Ринчинэй Данзан - ламой из улуса Хуртайн Адаг. Местные верующие щедро расплатились со строителями. Помимо договоренной платы прорабу Алексею в знак особой благодарности, признательности от имени всех улекчинцев Арабжайн Дэлгэр, Шолбонай Шараб, Дугарай Тогоошо и Нимын Аюр преподнесли в дар бурятскую шапку, коричневый шелковый хал-дэгэл с поясом, унты - гутал. После торжественного молебна провели три игры мужчин - бурятская борьба на кушаках, стрельба из лука, конные скачки. С тех пор все проходящие мимо субургана, будь то пеший, будь то конный обязательно останавливается, чтобы побрызгать молока, чаю, водки, положить монету, спичку на специальный жертвенник - бойпуур, на котором курится душистый санзай. Совершают гороо - хождение по часовой стрелке вокруг субургана. В летнее время гороо совершали в ночную прохладу до восхода солнца с просьбой: ниспослать дожди, хорошего урожая хлеба, обильных травами пастбищ, оградить от всяческих бед.                 

(Со слов старожилов: Батуевой Цырен-Дулмы, 1913 г.р. будашатан аймак

Будаев Базаржап Дашиевич 1931 г.р., аршантан аймак. 1979 году)             

Hosted by uCoz