|
|
Город Закаменск. Общие сведения. Фото. |
На территории Закаменского района действуют Санагинский дацан, Сэжэ-Бургалтайский дацан, Маниин дуган и храм святителя Николая Чудотворца. Одним из украшений и достопримечательностей города стал открывшийся этой весной храм. Его яркие купола цвета неба и возвышающиеся над ними золоченые кресты видны издалека. По воскресным и праздничным дням колокольный звон извещает горожан о начале службы. Из истории. С середины 18 века началось распространение буддизма в Забайкалье. Массовое приобщение бурятского населения Закамны к буддийской религии произошел в 19 веке. С первой половины 20 века в крае началось строительство дацанов и стало прочно утверждаться буддийское духовенство. В доламаистский период в Закамне существовало шаманистское верование. В каждом улусе имелись культы хозяев местности, которыми являлись духи предков и родовых шаманов. Люди каждого рода имели свое обо. С распространением в Закамне буддисткой религии почти все обо были ламаизированы. В первой половине 19 века в Закамне началось строительство монастырских комплексов- дацанов. На территории расселения хонгодоров были построены первые три дацана: Кыренский (1817), Цеже- Бургултайский (1828-1831 г.г.), Санага- Булакский (1830). Позже в Закамне начали строить молитвенные дома- дуганы, которые служили опорными базами строительства новых дацанов. Санагинский дацан являлся одним из самых крупных во всем левобережье реки Селенга. Первый войлочный дуган был поставлен в 1764 году в местности Мунгэн- Добуун, где прошел первый молебен. В 1835 году в Санаге было построено первое деревянное здание дацана. В большом комплексе Санагинского дацана основным храмом был трех этажный каменный Согшон дуган, вокруг которого располагались остальные 10 дуганов. Во второй половине 19 века с возникновение закаменских улусов собственного строительного ремесла начали появляться мастера- плотники, столяры, маляры, художники росписи по дереву, чеканщики, жестянщики и другие умельцы, которые участвовали в строительстве и украшении дацанских зданий. С их помощью в Санагу на волах по частям была привезена огромной высоты статуя Майдари. В 30-ых годах весь комплекс храмовых зданий санагинского дацана был уничтожен. В 1828 году в Закамне было начато строительство второго крупного Цеже- Бургултайского дацана. В возведении здания этого дацана участвовали и русские. До середины 19 века некоторые бурятские дацаны проектировались русскими архитекторами, в их строительстве участвовали русские плотники. В 1854 году план здания Бургултайского дацана был разработан иркутским губернским архитектором.. Оно имело форму креста и таким же оставалось до 1880 года, в том же году это здание было заново переделано и построено трехэтажное квадратное здание тибетского типа. Его первый этаж имел плоскую кровлю тибетского образца, остальные два этажа завершались китайской крышей. Так сочетались элементы тибетской, китайской и русской конструкции. Бургултайский дацан представлял целый комплекс храмовых сооружений, состоящих из каменных и деревянных домов. Здание Бортойского дугана было построено из дерева. Вокруг его имелось несколько деревянных юрт. Дуган служил местом богослужения для верующих из улусов Бортой, Мыла, Цаган- Морин, которые служили вдали от двух главных дацанов. В закаменских дацанах религиозные служения верующие посешали по двум основным приходам. В хуралах и цамах Санагинского дацана учавствовали жители верхнего прихода из 17 улусов: Улентуя, Хурай- Цакира, Дархинтуя, Хужира, Нурты, Шара- Азарги, Енгоробоя, Санаги, Утаты, Далахая, Мылы, Бортоя, Сагагшина, Цаган- Морина. В Бургултайский дацан съезжались люди всего нижнего прихода, начиная от Ехэ- Цакира до Харацая, а также из некоторых бурятских улусов Джиды, дацаны Закамны относились к основным культурно просветительным центрам и очагам просветительтсва. В деятельности дацанов видное место занимала лечебно медицинская практика. Проходившая курс тибетской медицины в дацанских школах, ламы становились лекарамя т.е. эмчи-ламами. Характер болезни определялся по пульсу биения, в лечении использовались кровопускание, иглоукалывание, прижигание, гидротерапия и другие методы. Лекари использовали только растительного происхождения лекарства. В дацанских школах изучали старомонголский язык. В типографиях дацанов печатались, размножались крупнейшие произведения Данжур и Ганжур, учебные пособия для дацанских школ, литература популярного вероучения- "Ульгэр- ун ном" (Книга притч), "Намтары" (Жития) знаменитых буддийских святителей. Со второй половины 20-ых годов 20 века начались карательные меры против религии. После национализации дацанов 1926 году, в 1930-1931 г.г. в Закамне были закрыты два дацана и один дуган, в них было запрещено проводить богослужение. С этого времени начались репрессивные процессы против лиц буддийского духовенства. В начале 30-ых годов в Закаменском Аймаке были созданы следственные дела по отношению лам и крестьянства. В начале 90- ых годов прокуратура, органы государственной безопасности Бурятии вновь вернулись к этим делам, провели тщательную дополнительную проверку уголовных архивных материалов с целью полной реабилитации всех не законно осужденных людей и восстановления их добрых имен. С того же времени началось возрождение закаменских дацанов. В конце 1991 года был вновь возрожден Санагинский дацан Даша-Пунцоглинг, настоятелем которого стал Р.Д. Зундуев. В 1991 году началось восстановление Бургултайского дацана. В Бортое восстановлен дуган. В Закамне построено два дугана: Маниин дуган и Санагинский дуган. Все эти изменения означали обновление духовной жизни населения Закаменского района. Б.Ш. Доржиев "История Закамны" С.97-103 |